Облачные кухни

Ниша dark kitchen растет: в последние два-три года в Москве и в регионах появилось несколько крупных проектов, работающих по схожей бизнес-модели. Как правило, «темные кухни» представляют собой сервис по доставке готовой еды в радиусе пары километров. У них нет залов, зато производственные цеха разбросаны в разных районах города; курьеры передвигаются пешком или на велосипедах. За счет этого удается снизить время доставки до 15–30 минут и отказаться от многих издержек, увеличив маржинальность.

путеводитель.jpg

В 2017 году рестораны холдинга Kravchenko Group Restaurants не только обслуживали гостей в зале, но и работали навынос и на доставку. Спрос рос, и, когда доля таких заказов выросла до 25%, стало понятно — нужно меняться, потому что скорость выполнения заказов снизилась, персонал был перегружен, сервис далек от идеала, а гости недовольны. Поэтому мы открыли dark kitchen (такого термина в то время в России не было).

Это позволило масштабировать бизнес (в ближайшие полтора года в холдинге заработали четыре новых ресторана) и эффективно им управлять: распределить рабочую силу (за счет разграничения потоков гостей, заказы в ресторане перестали конкурировать с заказами навынос и на доставку), оптимизировать затраты (снизились себестоимость блюд, расходы на МБП и ФОТ) и бизнес-процессы. В результате мы стали больше зарабатывать на доставке при меньших затратах на аренду, расходники, персонал и получили возможность продавать меню из наших ресторанов в тех районах города, где не было наших проектов.

Вложения в проект составили примерно 55 000 рублей за кв.м. Самым дорогостоящим стало оборудование кухонь. Также пришлось организовать место под колл-центр, создать бренд, сайты и CRM-систему, разработать упаковку. Еще мы вложились в обучение — ездили всей командой в Москву к более опытным в организации доставки коллегам. Сегодня четыре производственных цеха под брендом Kravchenko Group Delivery работают в разных районах города — Заволжском, Засвияжском и Ленинском. Одни обеспечивают доставку между двумя частями города (Волга делит Ульяновск пополам), другие работают в более узком радиусе. И это не предел: в городе есть неохваченные локации, поэтому в планах — развитие доставки по Ульяновской области и в соседние города — Самару и Казань.

«Темные кухни» представляют концепции разных ресторанов — японского Miruku, паназиатского Нaruku, китайской лапшичной Madame Mary Wong и демократичного суши-бара Yoko. В Miruku в топе продаж — роллы и блюда с морепродуктами (вок, лапша, закуски), средний чек 1300 рублей. В Нaruku — роллы, том ям и лапша, средний чек 1000 рублей. В «Мадам Мэри Вонг» — вок и лапша, средний чек 600 рублей. В «Йоко» — роллы и горячие закуски, средний чек 800 рублей. Также везде хорошо продаются десерты — чизкейки, торты и роллы из шоколада. Плюс в холдинге есть итальянские и ближневосточные концепции, а в городе — большая аудитория, требующая доставку пиццы, хинкали, хачапури и мяса на углях.

Чтобы получить максимальную прибыль в данном формате, стоит понимать: запустить dark kitchen выгоднее, чем доставку на базе ресторана. Другой вопрос, насколько потребитель будет доверять малоизвестному бренду. Поэтому на первых порах может быть сложно бороться за клиента. В таком случае можно иметь цех с посадкой, как в ресторане, или поработать в привычном формате. Если такой возможности нет, продумайте каналы привлечения клиентов и оцифруйте все бизнес-процессы; создайте сайт, мобильное приложение и настройте систему сбора обратной связи.

Проработайте продукт и протестируйте упаковку. Мы оптимизировали меню для доставки. Зачастую оно разное в ресторане и в доставке из dark kitchen, так как есть блюда, которые невозможно доставить. Это напрямую влияет на удовлетворенность и возврат гостя и сказывается на прибыли. И, наконец, масштабируйтесь. За счет увеличения оборота можно получить лучшие цены у поставщиков, а рост локальных кухонь поможет сократить время работы курьера, увеличить радиус покрытия доставки и прибыль проекта.

Три отличия «темной кухни» от ресторана
Мотив. В ресторан люди идут за эмоциями, атмосферой, сервисом и досугом, доставку же выбирают рационально; она должна утолить голод и сэкономить время.
Контакт. В доставке нет прямого контакта с гостем — вы не можете помочь ему с выбором или рассказать, какое блюдо на вкус.
Локация. У dark kitchen требования к локации ниже. Достаточно помещения в нужном районе с удобной транспортной доступностью и подходящей для приготовления еды площадью.

Структура расходов dark kitchen
Себестоимость реализации — 36,8%
ФОТ — 22%
Аренда помещений — 8%
Маркетинг и реклама — 6%
ГСМ — 4,8%
Расходы на аутсорсинг офиса — 4%
Банковское обслуживание — 4%
Затраты на хозяйственное снабжение — 3,6%

Динамика выручки за 2020 год (руб.)
Январь — 5 343 800
Февраль — 5 194 500
Март — 5 546 800
Апрель — 7 774 800
Май — 9 066 000
Июнь — 8 925 900
Июль — 7 983 000

Количество заказов в день (шт.) — 230–250
Совокупное количество заказов (шт.) — 6958 июнь, 7091 июль

ТОП продаж (шт.)
Ролл «Филадельфия вулкан вкуса» — 177
Ролл «Филадельфия» — 160
Ролл «Канада» — 145
Суп том ям — 145
Ролл «Филадельфия царь икры» — 130

путеводитель.jpg

Проект мы основали с Яковом Менделеевым. До этого он работал в Uber и в «Яндекс. Такси», а я — в «Норильском никеле». Мы были давно знакомы, интересовались стартапами и фудтехом. Так что тема витала в воздухе; в какой-то момент я придумал гастрономическую концепцию с говорящим названием — «Много лосося».

Мы решили делать продукт, где будет все лучшее, что можно приготовить из свежей красной рыбы. В качестве трендового блюда взяли поке. Придумали меню, я написал техкарты с рецептами, на «Авито» мы купили крошечный цех за 100 000 рублей (до нас там готовили суши) и обкатали на нем бизнес-модель — подключились к агрегаторам доставки и посмотрели, насколько сильно понравится наша идея людям. Людям понравилось, количество заказов начало расти.

Стали развиваться дальше — тестировали разные концепты, построили на свои деньги и деньги друзей еще две точки. А в сентябре 2019 года привлекли первый раунд инвестиций от ГК «ПИК». После этого выросли в прибыли в десять раз: летом 2019 года наш оборот был 5 млн рублей, а летом 2020 года составил 50 млн рублей.

Сейчас мы привлекли еще один раунд инвестиций и будем расти быстрее.

У нас одна кухня и много концепций (это виртуальные бренды). Поэтому для роста и развития эффективно задействуются общие ресурсы — те же площади и оборудование, те же повара и матрица продуктов. Но при этом создаются различные тренды и продукты, соответствующие разным клиентским миссиям. Новую концепцию мы сначала тестируем на одной точке, а потом масштабируем на остальные кухни. Нашей первой флагманской концепцией было «Много лосося», а осенью 2019 года мы поглотили «Роллы № 1», а их команда присоединилась к нам. В феврале 2020-го запустили «Десять идеальных пит», а в мае—июне — ЗОЖный концепт «500 калорий». На текущий момент у нас работают четыре концепта.

При этом мы понимаем, что какие-то концепции могут не зайти. На то это и «темные кухни», они позволяют быстро тестировать любой продукт — достаточно трех месяцев работы. Выглядит это так: придумываете концепт, собираете меню, делаете фотографии, размещаетесь у агрегаторов и смотрите, как реагирует клиент. Читаете отзывы и анализируете, будут ли у вас делать вторые и третьи покупки. Например, мы запускали русскую концепцию с забавным названием «Скрепы». Но она не пошла.

Что касается кухонь, то мы долго жили с одной, она находится на «Ленинградском рынке», в марте 2019-го запустили вторую кухню. Также у нас есть комбинированный вариант — лофт рядом с Театром Российской Армии, где и производственный цех с доставкой, и мини-зал на четыре посадки. У нас было ощущение: клиенты не верят виртуальным брендам, у которых нет присутствия в оффлайн. Поэтому в идеале «темной кухне» нужны и сайт, и оффлайн-пространство.

В августе—сентябре этого года мы получили деньги от инвесторов, и с тех пор точки растут по одной-две каждый месяц. До инвестиций у нас было две «темные кухни», потом — 17 точек в Москве, и еще есть франшиза в Казахстане.

Планов развития много. Во-первых, строить новые точки, чтобы полностью покрыть Москву, во-вторых, довести количество гастроконцептов до 7–10, в-третьих, обеспечить доставку по городу за 30 минут.

Динамика выручки за 2018–2020 годы (млн руб.)
90% продаж реализуется через Delivery Club

Январь 2018 — 0,5
Сентябрь 2018 — 1,4
Декабрь 2018 — 1,8

Март 2019 — 3,1
Май 2019 — 5,0
Июнь 2019 — 6,4
Сентябрь 2019 — 9,1
Октябрь 2019 — 10,0
Декабрь 2019 — 21,0

Март 2020 — 29,6
Май 2020 — 43,0
Июль 2020 — 47,0

Количество заказов в день (шт.) — более 10 000

Топовые позиции (количество проданных блюд в день)
Поке в ассортименте 450
Ролл «Филадельфия» 250
Том ям 200
Ролл «Калифорния» 150
Суши с лососем 120

путеводитель.jpg

Получилось все так: я, Алексей Колесников и Олег Козырев работали в «Рокет банке». Антон Лозин развивал службу доставки в сети лапшичных «Воккер», а затем стал сооснователем агрегатора доставки еды «ЕдаСюда» (проект не взлетел и превратился в систему управления доставкой для ресторанов Smartomato). В проекте Олег отвечает за IT, Алексей как один из главных основателей — за стратегию бизнеса, на Антоне — вся операционка; я отвечаю за маркетинг.

Вложения в проект были нашими, потом совокупно мы вложили еще около 5 млн рублей. Через год появился первый инвестор; он сам к нам пришел. В тот момент у нас была одна кухня, и мы планировали строить вторую, по рынку о нас пошел слух, заказы росли. Мы пообщались и получили первый раунд от ГК «ПИК». Сейчас у нас работают 35 кухонь, и мы набираем темпы роста, через полгода планируем открыть 70–80 кухонь. После пандемии сбавили темп по открытиям — раньше у нас открывалось по 4–5 кухонь в месяц.

Каждая кухня работает по принципу: это точка, где готовят еду. Кроме цеха у точки есть курьерская зона с душевой, а также место для хранения автопарка (мы доставляем еду на велосипедах) и парковка. Зона обслуживания одной кухни составляет один, максимум полтора километра. В центре Москвы зона доставки более плотная — кухни внутри Садового кольца имеют радиус доставки около 500 метров. Так мы уплотняемся, а кухни продолжают расти. Возможно, дойдем до того, что кухни в центре будут обслуживать ближайшие 5–6 домов. В центре — двойная плотность, и люди всегда больше заказывают.

Никакой особой гастрономической концепции у нас нет — наш сервис предлагает простую и понятную еду на каждый день. Стоимость блюд от 100 до 400 рублей. Это сделано для того, чтобы у людей получалось заменять домашнее питание нашим, а готовые блюда могли конкурировать с продуктами из супермаркета. В итоге питаться у нас выгодно. Например, есть наборы еды на весь день, каждый весит полтора килограмма (мы вышли с этим продуктом на рынок недавно, после пандемии), коробка стоит 492 рубля. Если питаться этим набором весь день, выходит 15 000 рублей в месяц — дешевле, чем ездить каждые выходные в «Ашан» за продуктами.

Плюсы и минусы бизнес-модели dark kitchen в том виде, в каком ее придумали в Силиконовой долине, мне оценить сложно — мы не относим себя к подобной концепции. Это потом на нас начали вешать ярлык dark kitchen, так как у нас нет зала и к нам нельзя прийти. Классические dark kitchen в России — это, например, «Много лосося», это Bright Kitchen Михаила Рейдера с концепцией «Варламов Есть», это «ВкусЛаб». У нас же все по-другому: мы — махина, у нас есть более 20 000 заказов в день, у нас своя логистика, свои курьеры, свои цеха, свое приложение. И цель у нас глобальная: хотим, чтобы наша еда заменила домашнюю, а затем вообще вытеснила ее из жизни людей вместе с плитой и прочими кухонными гаджетами. Поэтому и называемся «Кухня на районе».

Количество заказов в день (шт.) — более 20 000
Топовые позиции (по количеству проданных блюд в день, меню каждую неделю меняется)

Сырники
Пасты и спагетти (в основном «Карбонара»)
Блинчики
Овощной салат
Наборы еды (492 руб.)

Must Have
Must Have
Must Have
Must Have
Must Have
Must Have
Must Have
Must Have
Must Have
все материалы рубрики »