Коронавирус ускорил развитие рынка доставки готовой еды. По итогам 2020 года его оборот вырос на 48% год-к-году, достигнув 257,9 млрд рублей. На фоне кризиса в dine in сегменте (продажи в ресторанном зале), вызванного как локдауном, так и дальнейшим низким трафиком ресторанов, доля доставки в обороте общепита за 2020 год удвоилась. Если в 2019 году доставочный бизнес занимал 9,6% ресторанного рынка, то в первый год пандемии его доля выросла до 18,4%.
В 2021 году российский рынок доставки продолжил демонстрировать новые рекорды. В первой половине года, даже в условиях отсутствия ковидных ограничений на посещение ресторанов и кафе, сервисы агрегаторы, службы доставки и рестораторы отмечали высокий спрос на услугу. Отчасти это объяснялось эпидемиологической ситуацией по стране. Высокие показатели заболеваемости COVID-19 в течение всего года сдерживали рост трафика в ресторанах и кафе, подталкивая россиян к более безопасной модели потребления, предполагающей ограничения социальных контактов и сокращение посещения мест массового скопления людей.
Регионы — локомотивы развития рынка доставки
Игроки отмечали и иные факторы, объясняющие отсутствие падения оборота доставочного бизнеса. «Уже несколько лет на рынке доставки происходит так называемый culture shift (культурный сдвиг). Это изменение поведения потребителей, в результате которого доставка становится для них ежедневным инструментом экономии времени», — уверен заместитель генерального директора Delivery Club Олег Хаустов. Действительно, пандемия коронавируса запустила процесс трансформации потребительских паттернов: многие россияне оценили удобство доставки готовой еды, ставшей за последние 2 года новой цифровой привычкой.
Однако процесс изменения происходит отнюдь неравномерно. Если ранее смену модели потребления возглавляли столицы, то в настоящее время локомотивом для рынка доставки стали города с населением от 500 000 человек. Согласно данным Delivery Club по итогам I квартала 2021 года, именно они демонстрировали наиболее динамичный рост по количеству заказов на доставку: в ТОП-10 наиболее быстрорастущих городов оказались Новокузнецк (+350% год-к-году), Хабаровск (+317%), Владивосток (+300%) и Пенза (+294%). При этом Москва и Санкт-Петербург приросли в заказах соответственно лишь на 50% и 44%.
Статистика Delivery Club подтверждается и другими игрокам. «Рынок в регионах растет в среднем примерно на 15% в год, но этот рост очень неравномерный. Мы видим, что крупные города растут быстрее, а небольшие могут стагнировать или даже затухать», — отмечает Александр Якимец, директор по маркетингу и продукту CHIBBIS.RU. Причины наблюдаемых процессов очевидны. Активный рост рынка доставки происходит планомерно в городах, где уже созданы наиболее благоприятные условия для развития. А это сочетание высокой покупательской способности населения и ритма жизни, заставляющей ценить свободное время и экономить ее за счет доставки.
Агрегаторы наращивают долю на рынке
Сервисы-агрегаторы внесли немалый вклад в развитие доставочного бизнеса. Стремясь укрепить свои позиции на рынке, операторы продолжили реализацию стратегии географической экспансии и расширения пула компаний-партнеров. Так, доставка через Delivery Club во II квартале 2021 года заработала в 323 городах России. Годом ранее сервисом могли пользоваться жители 188 населенных пунктов страны. Компания значительно увеличила и пул партнеров: за III квартал 2020 года — III квартал 2021 года сеть подключенных к сервису ресторанов выросла с 30 800 до 40 700.
Успехи «Яндекс. Еды» также значительны. По данным на II квартал 2021 года агрегатор работает уже в более чем 170 городах страны. За год сервис вышел на рынки 40 новых городов. При этом в III квартале 2021 года оператор продолжил расширять зону охвата, география выросла до 310 населенных пунктов страны. Существенно увеличился и пул партнеров: на июнь 2021 года к «Яндекс. Еде» подключены 33 600 ресторанов, что на четверть (+24,4%) выше показателей аналогичного периода 2020 года. Напомним, что тогда пул партнеров сервиса насчитывал 27 000 ресторанов.
Финансовые показатели агрегаторов доставки также растут, что впечатляет, учитывая высокую базу нетипичного 2020 года. Так, за 9 месяцев 2021 год оборот заказов из ресторанов (GMV) через площадку «Яндекс. Еда» увеличился в 1,6 раза: с 14,5 до 23,1 млрд рублей без НДС. По оценкам «РБК Исследований рынков» конкурент «Яндекса» — Delivery Club — показал схожую динамику. Оборот заказов из ресторанов сервиса-агрегатора Mail.ru Group (ныне VK — после ребрендинга) вырос на 58,5%. По итогам 3-х кварталов 2021 показатель достиг 30,6 млрд рублей без НДС.
Сетевые ресторанные проекты растут за счет доставки
Наряду с агрегаторами высокую динамику роста демонстрируют игроки с иной моделью бизнеса. Рыночная конъюнктура позволяет активно развиваться многим компаниям, готовым предоставить своим клиентам достойный сервис и продукт.
В частности, крупные сетевые ресторанные проекты, ориентированные на традиционном для доставки ассортименте — пицце и суши, несмотря на рост конкуренции и высокие показатели 2020 года, смогли увеличить оборот сегмента доставки и в 2021 году.
Значительные успехи в этом направлении продемонстрировала «Додо Пицца». Выручка от доставки оператора за первый год пандемии выросла на 50,6%: с 10,5 млрд до 15,9 млрд рублей с НДС. В этой связи ожидания от 2021 года у «Додо» были скорее пессимистичными. Учитывая высокую базу 2020 года, компания не исключала ситуации отсутствия роста и даже снижения продаж. Но вопреки ожиданиям, выручка от доставочного бизнеса оператора за 9 месяцев 2021 года на 43,6% превзошла показатели аналогичного прошлого периода.
Рост доставочного бизнеса отмечают и в Domino’s Pizza. Согласно оценкам «РБК Исследований рынков», по итогам I полугодия 2021 года выручка оператора от доставки выросла на 20% год-к-году и достигла 2,4 млрд рублей без НДС. Развитие сегмента обеспечило сотрудничество компании с агрегаторами. Доля последних в обороте доставочного бизнеса Domino’s Pizza растет с 2019. До этого компания самостоятельно развивала доставку и отказывалась от сотрудничества со сторонними сервисами. Однако данное партнерство принесло оператору значительные дивиденды в виде притока дополнительной аудитории клиентов. По итогам I полугодия 2021 года доля агрегаторов в доставочном бизнесе Domino’s Pizza уже превысила 24,8%. При этом рост продаж через сторонние сервисы остается крайне динамичным: в первые 6 месяцев 2021 года выручка от доставки через агрегаторы выросла на 74,3% год-к-году. В этой связи Domino’s Pizza нацелена на диверсификацию источников продаж и дальнейшее сотрудничество со специализированными сервисами.
Перспективы-2022
Скорость восстановления ресторанного рынка и перспективы доставочного бизнеса во многом связаны с эпидемиологической ситуацией в стране, которая будет формировать спрос на услугу операторов. Рестораторы, как и потенциальные их франчайзи, откладывают планы по открытиям новых проектов, дожидаясь момента улучшения рыночной конъюнктуры, что уже само по себе сдерживает восстановление рынка.
Аналитики РБК ожидают, что при условии отсутствия жестких ограничений в 2022 году, а именно отсутствия общероссийского локдауна, хотя и с сохранением ряда антиковидных мер (в частности QR-кодов на вход в рестораны и кафе, ограничения на посадку, посещения заведений общепита в ночное время), оборот общепита может вырасти на 9,8% в реальном выражении и на 0,6% превзойти показатели доковидного 2019 года.
Рынок доставки продолжит рост, несмотря на высокую базу 2020 и 2021 года. Однако развитие доставочного бизнеса будет уже не столь динамичным. По оценкам «РБК Исследования рынков», по итогам 2022 года рынок доставки вырастет на 5,3%.
все материалы рубрики »